Размер шрифта:
Цвет сайта:

МОУ Большесельская средняя общеобразовательная школа Большое Село Ярославской области

История школы

 

 В 2022 году Большесельской школе исполнилось 155 лет.

 

 

Этапы становления школы

 

Год рождения – 1866

1866 год – трехклассная школа

1887 год – построено специальное здание на пожертвования крестьян

1889 год – Авдотьино – церковно – приходская школа (37 учащихся)

1896 – 1897 г. – 78 учащихся

1918 год – начальная школа 1 ступени, вышеначальная – 2 ступени, директор – Жириков Кузьма Иванович

1926-1927 год – семилетняя школа рабочей (крестьянской) молодежи (ШКМ), директор – Булыгин Константин Иванович

1935 год – средняя школа, директор – Соснин Николай Николаевич

  

 Дорога длиною в 150 лет

Отсчёт начинается с 1866 года, когда открылась Большесельская земская школа. В ней было всего три класса. В 1887 году выстроили специальное здание за счёт пожертвований населения. Стоимость здания – 2000 рублей. Попечителями школы были крестьяне. В 1896-97 учебном году в школе обучалось всего 78 учеников: 41 мальчик, 37 девочек, – и работали два учителя. При школе, в библиотеке, находилось 355 учебных книг, 5 видов наглядных пособий. Вторая школа была построена в Авдотьине – церковно-приходская. В 1896-97 году в ней училось 37 человек, учили детей два учителя. В школе было очень холодно.

В 1918 году в селе была открыта начальная школа 1 ступени (с 1 по 4 класс) и вышеначальная – 2 ступени (с 5 по 8 класс). Директором этой школы был Жириков Кузьма Иванович. В школе была платная система. Преподавались: математика, русский язык, литература, химия, физика, товароведение. По окончанию 2 ступени учащиеся уходили на курсы, где получали специальность. Время было очень тяжёлое, не все могли учиться. Вспоминает учащийся 1917 года Василий Иванович Тряпицын: «Я начал учиться в Болыпесельской школе в 1917 году. Это было тяжёлое время. Не было учебников, тетрадей. Многие ребята бросали учиться, т.к. не в чем было ходить в школу, не было обуви и одежды. Я окончил только 4 класса, т.к. у родителей не было возможности меня учить».

  В 1926-27 году школа была реформирована в семилетнюю школу крестьянской (позднее колхозной) молодёжи, сокращённо ШКМ. Директором школы стал Булыгин Константин Иванович. При школе создаётся подсобное хозяйство: 2 коровы, 2 свиноматки, сельхозмашины, теплица. Вводится сельскохозяйственная практика. Лозунг того времени по ликвидации безграмотности на практике осуществляется так: каждый ученик старших классов был обязан научить одного человека читать, писать, считать. В школе был струнный оркестр, хор. Особой популярностью пользовались «красные посиделки», которые включали доклад, просмотр диапозитивов, выступление хора, агитбригады под названием «синяя блуза». Агитбригадовцы имели форму – синие толстовки, часто выезжали они с концертами в деревни. В школе издавался журнал «За учёбу», бессменным редактором которого был Николай Поповский, а художником-оформителем: Саша Баканов. Журнал выходил 1 раз в неделю.

В 1935 году Большесельская семилетняя школа была реорганизована в среднюю. Директором школы стал Н.Н.Соснин, завучем – С.В.Караваев. Педагоги имели среднее специальное, или среднее образование и курсы, высшее было только у одного человека. В начале 1938 года остро встал вопрос о подготовке учителей, и 7 девушек из 9 класса ушли на курсы учителей начальной школы. И десятый класс распался. Осенью 1939 года почти все мужчины-учителя ушли по призыву в армию. Директором школы стал Д.П.Малафеев, которого временно освободили от армии. 22 июня 1941 года в Большом Селе была организована выставка скота. На открытии выставки секретарь райкома партии Телегин объявил о войне.      

Ещё в начале 1941 года группа учащихся ушла в Рыбинскую школу ОСАВИ-АХИМ, где осваивали азы лётного искусства. Это В.Рыкушин, А.Ронжин, И.Рыжов, А.Соколов, А.Понизовкин. Окончив курсы, они поступили в лётные училища, стали лётчиками, самоотверженно сражались в годы Великой Отечественной войны. Аркадий Понизовкин первым в своей части освоил пилотирование реактивного самолёта, за что был награждён орденом Красного Знамени. Иван Рыжов принимал участие в переброске Белорусским партизанам снаряжения и продовольствия. Многие из выпусков военных лет, ушедшие на войну, не вернулись. В.Чистяков, А.Виноградов, Киселёв, Б.Понизовкин, П.Шутов, А.Уткин, А Лебедев, О.Белова, окончившая школу в 1941 году, М.Ронжин, П.Колесников и другие. В армию после 10 класса ушли и девушки: Багрова Саша, Симмуль Оля, Кузьменко, Кулакова и другие.  

Школа в военные годы

 Учились, писали на чём придётся, помогали родителям, работали в колхозе, ждали вестей с фронта. Из воспоминаний выпускницы 10 класса 1941 года: « В конце марта 1941 года девчонок района пригласили в райком партии. Нас было 30 человек. После знакомства задали вопрос: «Хотите родину защищать?» В ответ дружно: «Да, конечно!» «10 апреля 1942 года район проводил в армию более 50 девушек. Из нашего класса – я, Аня Сарафанова, Лида Шишкина. Остальные, окончившие школу. Раньше – Саня Багрова, Тоня Карасёва, Нина Курилова, Клава Козлова, Надя Солодская и другие. Все мы попали в артиллерию г. Адлер».

Закончилась война

Школа стала трудовой, политехнической.

Выпускник 1950 года С.М.Кислюк вспоминает: «В 10-ом классе нас было 9 человек. Это, конечно, удивляет. Но ведь мы учились в трудные послевоенные годы, когда и учиться-то не каждый мог. Многие после 7-8 класса уходили работать. Ну, и мы понимали: раз родители тянутся из последних сил, чтобы дать нам возможность окончить школу, то и мы должны не только хорошо учиться, но и помогать, чем можем. И мы старались…»

50-е годы – это годы восстановления народного хозяйства, годы энтузиазма. В 1956 году по комсомольским путёвкам выпускники школы уехали на строительство Печорской железной дороги: Н. Никитина, В. Соколова, Г. Шарова, Т. Бунина. В 1957-ом году по комсомольским путёвкам на строительство железной дороги Сталинск-Абакан уехали Иванова Л., Дмитриева В., Александрова, Бокова. Лебедев Виктор уехал на целину, В.Чернов – сначала на целину, затем на строительство Братской ГЭС.

Это годы, когда в педагогическом коллективе один за другим получают высшее образование – К.А. Маркова, Д.П. Малафеев, Е.П.Соколова, И.К. Плетнёва, А.Б. Багрова, Н.И. Бурдина, С.П. Надеинский, ставшие на многие годы прекрасными преподавателями, передающими знания своим ученикам.

Труд учителей был отмечен государством. В 1954 году А.Н. Успенской и К.А. Марковой было присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР», многие учителя были награждены медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

Эти годы дали школе и достойных выпускников, пополнивших армию учёных. Это Анисимов Павел – доктор технических наук, Рыжов Константин, Кислюк Александр, Игнатов Вадим – кандидаты сельскохозяйственных наук. Гренков Владимир стал послом, работал в посольстве Греции. Многие выпускники этих лет закончили военные училища и связали свою судьбу с армией – Н.Ушаков, А.Баканов, Т.Анисимов, И.Малафеев. Большое количество выпускников возвращались специалистами в колхозы, совхозы, предприятия нашего района.

В 1957 году директором школы стал В.А. Макаров. Педагогический коллектив, учителя математики: Д.П. Малафеев, М.И.Уткина, О.В. Макарова, Н.В. Коромыслова; словесники: А.А. Земель, В.С. Лебедева, З.И. Комарова; историки: З.Г. Игнатова, В.М. Скакалина; физики, химии: А.Г. Лебедева, П.П. Смирнова, Т.И. Чистякова, Г.А. Гогина; физкультурники: С.Н. Надеинский, Т.К. Голубкова, Л.И. Половинкин; учителя начальной школы: З.В.Бовина, О.Б. Шабаркова, Н.И. Волкова, Н.М. Феклистова, В.Б. Бобкова. 

Школа имела яблоневый сад, тепличное хозяйство, ягодники, благодаря учителю биологии Л.И.Комарову и, только что пришедшей в школу, А.А.Костаревой. Животноводством занималась специалист сельского хозяйства О.В. Чеботова. Вожатой пионерской организации – весёлой, неутомимой, находчивой была М.И. Лоцманова. Школа располагалась в 4-х зданиях. Главное – на ул. Усыскина (сгорело) – двухэтажное, деревянное (школа на поле). Здесь занимались старшие классы. В этом здании находились главные лаборатории школы – физический и химический кабинеты. Рядом, в одноэтажном были физкультурный зал, мастерская и общежитие. Средние классы занимались в «каменной» школе на ул. Мясникова. И четвёртое здание – на ул.Челюскинцев – для младших классов (Багровской школе). Дети переходили из одного здания в другое, а опаздывать на уроки было нельзя. Завуч школы В.М. Скакалина умело выполняла роль школьного диспетчера и уроки начинались вовремя.

60-е годы

С 1959-1966 год директор школы Воронина Мария Константиновна. С 1966 по 1968 г. – Селиванов В.А.. В 1968 году большесельцы получили чудесный подарок – красавицу школу, на строительстве которой молодёжь райцентра провела не один комсомольский субботник. Школа – светлая, уютная вместила всех учащихся 5-11 классов.

                                  

               

В 1968-69 году 156 учащихся закончили учебный год на «4» и «5». Летом и осенью школьники работали на пришкольном участке, в колхозах. Это время походов, краеведческой работы, летнего оздоровительного лагеря в Тупайцеве.

Большесельская школа – центр проведения районных олимпиад.

70-е годы

Директор школы с 1972 по 1977 год – А.Я. Земцева, с 1977 по 1979 год – Н.Н. Терехов.

В школе большое внимание уделяется патриотическому и нравственному воспитанию: уроки мужества, соревнования, пионерские сборы, праздники. Активно работает комсомольский и пионерский актив, проводятся встречи с интересными людьми.

В школе немало мастеров педагогического труда, среди них – учитель начальных классов Валентина Петровна Шишкина, ветеран народного просвещения. 32 года она учит детей. Воспитательной работой занимается преподаватель химии Тамара Ивановна Чистякова. Она руководит школьным обществом «Юный химик», ведёт факультатив по химии для старшеклассников, с успехом выступают они на олимпиадах. Под руководством Татьяны Ивановны Шашуковой создан школьный музей.

С 1980 Г. директор школы Л.И.Изотова. Школа преображается – ремонтируются классы, создаются новые кабинеты, поступает новое оборудование. Школа занимает первенство в социалистическом соревновании среди школ района и 2 место в соревновании среди школ области – становится опорной школой: «Орлёнок», «Зарница», секции, кружки. Создаётся единый комплекс воспитательной работы в микрорайоне. Усилена практическая направленность учебных дисциплин. Сложилась новая форма взаимодействия с базовыми предприятиями – колхоза «Знамя Победы» и ремонтно-техническим предприятием. Колхоз выделил школе 15 га земли на полную обработку для выращивания корнеплодов. В 1985 году получен урожай 395-400 центнеров с гектара. В ремонтно-техническом предприятии учащиеся проходят практику. Гордостью школы является пришкольный участок, созданный биологом школы А.А.Костаревой вместе с детьми. Дендрарий с редкими растениями: вязы, лиственницы, американский клён, маньчжурский орех, бересклет, черноплодная рябина, яблони, крыжовник, смородина, клумбы перед школой. Работает школьная кроликоферма. А на заработанные деньги ребята ездят по стране: Одесса, Керчь, Николаев, Минск, Волгоград, Брест.

90-е годы

Наверное, самый сложный период для школы. Тяжелейшее положение. Не хватает средств даже на самое необходимое. Учителя месяцами не получают зарплату. Директора школы – В.Н.Груздев, А.А.Земцев, Г.Н.Привалова, В.Н.Горланова. Школа работает и в этих сложных условиях, дети получают хорошие знания, проводится много внеклассных мероприятий. КВНы стали любимым зрелищем и детей и учителей. За успехи в общественно-полезном труде летом 1992 года школа награждена Почётной грамотой отдела образования. Учащиеся школы показывают прекрасные результаты на районных олимпиадах. Среди них С. Белова, Е. Туранкина, М. Воробьёв, Н. Ефремова, Е. Некрасова, Е. Пятницкая (победитель 5 олимпиад, призёр 3 олимпиад), С.Цыганова, М.Тройникова, Е.Шкребко, Н. Борсук, О. Яковлева, Н. Корчагин и многие другие.

Это особое время, время собственных открытий, познаний, радости и, конечно, ошибок. Но ведь это и есть настоящая школа… Школа – это не просто здание, а второй дом, вторая семья. А ведь именно в семье формируется личность: «все мы родом из детства»…

У каждого в жизни своя, неповторимая дорога, но добрые школьные воспоминания и благодарность, согревающая душу, всегда будут волновать учеников и учителей нашей школы.

2000-е годы

В 2002 году директором школы стала выпускница школы , педагог, имеющий опыт организаторской работы – Дъячкова Елена Юрьевна.  Досталось ей наследство не лучшего качества. 10- летие школа не ремонтировалась. А если что и делалось, то в основном за счёт средств и при помощи родителей, да энтузиазме учителей.

С переходом  на финансирование школ с учётом образовательного стандарта в школу пришили деньги. Нужно было  определить  перспективу развития школы. Это и ремонт, и учебное оборудование, мебель , инвентарь, наглядные пособия. Из года в год , вот уже 20 лет постоянно идёт совершенствование  всех сторон деятельности школы. Она изменилась внешне. Уютные кабинеты с новым оборудованием,  рекреации , радующие глаз своим оформлением , чистая и уютная столовая с новым оборудованием, спортивные залы , тренажёрный зал.  Приведено в порядок отопление , водоснабжение. Проведен ремонт крыш ,  заменены окна. Одновременно  менялись подходы к  учебной и воспитательной работе школы.  На протяжении этих лет  введены новые образовательные стандарты обучения , проведена компьютеризация школы. Достаточно сказать , что в каждом школьном кабинете есть компьютеры,   создан  полностью оборудованный компьютерный кабинет. В 2003 году школа получила статус юридического лица. Появилась своя бухгалтерия.

 Переход на новые образовательные стандарты потребовал большой работы по повышению квалификации педагогов. Это и  курсы повышения квалификации, семинары, открытые уроки , обмен опытом работы на  заседаниях методических объединений, педсоветах , рабочих совещаниях.  В школе сложился работоспособный педагогический коллектив , где сочетаются опыт и мудрость старшего поколения , новые подходы   к образовательному процессу  педагогов , наработавших свой опыт работы и молодых преподавателей , в основном . выпускников школы , которые вернулись , получив образование, в родные стены .

Увеличилось количество педагогов , получивших государственное признание. К 2022 году 11 учителей  имеют звание « Почётный работник образования».

Изменилась система воспитательной работы. Создан и работает Управляющий Совет школы,  Совет отцов, развивается школьное самоуправление, создаются клубы и объединения  учащихся , которые могут реализовать свои возможности, налажена работа с партнёрами , которые находятся в микрорайоне школы. Это обеспечивает совместное решение задач по воспитанию подрастающего поколения.

 В школе создан и работает школьный музей, школьная библиотека,  медицинский работник обеспечивает контроль за здоровьем детей. В 2010 году открыла свои двери дошкольная группа « Умка», основной задачей которой является обеспечение преемственности  между дошкольным и начальным образованием и созданием возможности мягкой адаптации детей к новой ведущей деятельности – обучению в школе. Качество образовательного процесса в группе дошкольного образования ориентировано на современное содержание, технологию педагогического процесса, развивающее пространство, отвечающее современным требованиям и адекватно реализуемым программам.

 В школе появились новые профессии : логопеда , психолога , дефектолога, социального педагога , что даёт возможность строить учебно – воспитательную работу с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, позволяющих скорректировать его развитие  и обучение.

В школе организовано инклюзивное обучение.

В новых условиях развития образования в школе  созданы « Точки роста» дающие возможность  проведения всего учебно – воспитательного процесса , организации внеурочной работы проводить на новом современном уровне. Это широкий доступ к  использованию электронных средств обучения . выход на существующие образовательные платформы, возможность посмотреть учебные фильмы , заняться конструированием, поиграть в шашки и шахматы, провести различные формы обучения – дискуссии , конференции , интегрированные уроки.

Школа участвует в образовательном проекте « Кванториум» – передвижном образовательном центре , который создан в Ярославле  и по графику организует работу в  образовательных учреждениях сельской местности.

 Учащиеся школы принимают активное участие в районных и областных мероприятиях : соревнованиях , олимпиадах , конкурсах, подтверждая высокий уровень подготовки. Об этом свидетельствуют награды – Дипломы , Почётные грамоты, Свидетельства, Благодарственные письма.

 Школа идёт в ногу со временем и нацелена на дальнейшую перспективу своего развития.